Нравимся ли мы нашей одежде?

По какому принципу люди выбирают одежду? Ответ на этот вопрос сугубо индивидуален. Кто-то превыше всего ставит красоту, изящество в элементах гардероба, кто-то ратует за удобство и качество одежды, ведь, как известно, эти взаимоисключающие друг друга качества редко объединяются. В любом случае, выбор одежды основывается не только на разумном, но и на чувственном подходе. Даже самый закоренелый рационалист не откажет себе в удовольствии оставить последнее слово за спонтанным пристрастием, хотя последнее слово это, скорее всего, окажется лишь формальностью, ведь ряд, из которого пришлось выбирать, был максимально сокращён и прежде основательно проанализирован. Так что чувственному порыву остаются лишь такие пустяки, как цвет или форма — ведь вещь, которой он отдал предпочтение, в целом  обладала аналогичными полезными качествами с теми, от которых наш рационалист, в конце концов, отказался.  Но довольно часто человек, являющий собою нечто среднее между рационалистом и эмпиристом, поддаётся соблазну, который отвергает всякую логичную обоснованность выбора. Имя этому соблазну — «нравится». Как редко мы в силах толком объяснить причину наших пристрастий, будучи сами уверены в том, что пристрастия наши могут быть не только бесполезны, но и вредны для нас. Что движет нами в момент выбора, не только одежды, но и всего остального, что нам предстоит выбирать в жизни?

Этим были заняты мои мысли, когда однажды вечером я сидела за столом с карандашом в руке. Взгляд мой был прикован к платью, беззаботно висевшему на дверца шкафа. Оно искусно отвлекало ход моих мыслей и совершенно не собиралось помогать мне в поисках ответов на философские вопросы. И я стала придумывать сюжет истории, где судьба главного героя каким-то волшебным образом должна была быть связана с его одеждой. Я сидела, самоотверженно пытаясь отобрать из кучи запылённых в моей голове идей ту, которая помогла бы мне начать повествование. Но думая о том вечере, для которого и был приготовлен этот изумительный синтез элегантности и современности, один вопрос безумно меня заинтересовал: а что если платье думает (что само по себе уже странно), что не я его надеваю, а оно надевает меня? Может же собака считать, хотя и тактично не произносить это вслух, что она на самом деле куда больше подходит для роли хозяина, чем тот, кто исполняет эту роль. Так почему же платье или другая одежда не может обладать характером? Например, в случае, если одежда нам не идёт, можно ли это считать нежеланием одежды нам идти? Как бы нелепо не звучала такая теория, в ней есть некое психологическое основание. Одежда является частью нашего образа, и, выбирая её, мы в первую очередь обращаем внимание именно на образ, который она несёт, то есть близка ли она нам по духу. Поэтому иногда мы чувствуем себя не комфортно в вещах не из-за физического, а из-за морального несоответствия.

Посмотрим на эту ситуацию с воображением. Представим себе, что наша одежда обладает способностью думать.   И если мы откровенно ей не симпатичны, до какой степени она, обозлившись от неизбежной дружбы с нами, может выглядеть! Сколько несуществующих у нас недостатков она способна открыть, на скольких неудачных элементах ткани или фасона способна сконцентрировать внимание окружающих! Наверное, поэтому одежда, которую кто-то носил до вас, выглядит не только неподходящей по размеру или по качеству, но и неподходящей по  характеру. Страшно представить, как она постоянно сравнивает вашу фигуру с фигурой бывшего обладателя, находя все более видимые для неё «превосходства» в его пользу. Печальнее всего, что, как и в любой другой жизненной ситуации, вслед за моральным неудобством неизбежно последует неудобство физическое. Ощущая на себе потенциально косые взгляды и скрытое неодобрение окружающих, ранимый человек сфокусирует все свои мысли на этой проблеме, в итоге появится спровоцированный дискомфорт.  Если бы люди знали всю важность каждой своей мысли, они стали бы аккуратнее выбирать предмет для размышлений. Правильно думать — это тоже искусство. И овладеть им не легче, чем любым другим его видом. Если бы каждый человек на Земле научил бы себя правильно думать — мудрые решения действительно важных проблем перестали бы быть редкостью. А пока…

Отправившись на поиски «забытых истины следов», я вновь настолько увлеклась своими размышлениями, что совершенно забыла, о чём вела речь. К счастью, платье всё ещё бесстрастно висевшее перед моими глазами, придало моим мыслям нужный ход. Наверное, поэтому, решила я, одежда, пошитая на заказ — идеальный вариант. Она обладает всеми необходимыми качествами: кроме того, что она изумительно удобна и красива именно так и именно в тех местах, где вы пожелаете, а потом — у неё изумительный характер. Будучи созданной сразу для вас, она считает вашу фигуру совершенной, не ищет в ней недостатков, не сравнивает с другими. Она точная копия вашего образа, а потому не может испортить вам настроение своим несоответствием.

Думая над ролью одежды в нашей жизни, я невольно вспомнила известную цитату Антона Павловича, близкую этой теме.  И впервые открыла для себя её скрытый для поверхностных взглядов смысл. Лицо, одежда, душа, мысли- все эти неизменные составляющие человеческой жизни связаны удивительным образом, являясь взаимозависимыми. Казалось бы, как одежда может быть связана с душой, например? Но на самом деле, одежда как способ самовыражения в обществе, и есть тот крохотный кусочек души, который мы не стыдимся продемонстрировать миру и за которым в то же время и прячем нашу душу и наши мысли. Лицо в данном случае имеет аналогичную функцию. Но лицо не всегда может так удачно утаить наши настоящие помыслы или чувства как одежда. Лицу сложнее скрывать внутренний мир.

Я снова посмотрела на своё платье. Я понимаю, что оно- часть той суеты, которой мы неблагодарно посвящаем большую часть своей жизни, но я не могу расстаться с ним. Для меня платье больше, чем пустое развлечение. И всё же это не необходимость, а удовольствие. Почему талантливые люди всегда по-своему красивы? Потому что яркий свет их внутреннего мира озаряет внешнюю оболочку и свет этот не спутать ни с каким другим и тем более не воссоздать искусственно. А почему талантливые люди всегда красиво одеты? Не только потому, что обладают безупречным вкусом, но и потому, что умеют (некоторые подсознательно) сделать одежду неотделимой частью своего образа. Правильно носить одежду — с достоинством, без фатовства — ещё одно сложное искусство. Не относиться к одежде с чрезмерным вниманием или пренебрежением (ведь последнее обычно так редко бывает искренним чувством), а сделать любой элемент своего гардероба столь же неотъемлемой частью вас, как, скажем, разрез глаз или изгиб бровей. Чтобы человек, увидев вас, искренне подумал, что в никакой иной одежде вас и представить нельзя, потому что она продолжение вас.

Не потому ли Оскар Уайльд гулял по Пикадилли с подсолнухом в петлице, а Антон Павлович Чехов заказывал последнюю модель пенсне в столичном магазине, что это было для них не проявлением высокомерия и превосходства, а лишь вкраплением творчества в однообразную жизнь? Будучи творческим людьми, они не терпели стереотипов и отсутствия воображения ни в чем ,вплоть до мелких деталей  внешнего облика. Эта их слабость достойна любви и уважения.
И всё же, все стремления мудрых и просвещенных людей сводятся к одному: обрести гармонию внутреннего и внешнего миров. И их опыт доказывает, что это возможно.

Print Friendly, PDF & Email